Я никогда не приезжала в Армению летом. И никогда не прилетала в Армению рано утром:когда Арарат уже нежно румянится только проснувшимся рассветом, но солнце над горами еще не взошло.
В самолете по прилету на меня случайно опрокидывают бутылку воды — я немного злюсь, но сама бурчу себе под нос: «Ты же хотела попасть на Вардавар (местный праздник обливания водой) — вот, получи».
Стою в очереди на паспортном контроле, разглядываю лица людей и читаю их истории. Экран в зале встречает коньяком и виноградными лозами. На выходе, конечно, палатка с цветами: Ереван без цветов — это не Ереван. Цветочные палатки везде и работают даже ночью. Часто, гуляя по ночному городу, я замечала, как к палаткам подходят мужчины и скупают охапки роз.
Что ж, барев (по-армянски — «здравствуй»), Ереван! Давай посмотрим, какой ты летом.
Такси довозит меня до Cross Resort — курорта в 20 минутах от Еревана.
Огромная территория, комфортабельные коттеджи, в которых есть все необходимое, включая кухню и даже книги на полках, уютные террасы, с которых не хочется уходить, слушая тишину и любуюсь абрикосовыми деревьями и розовым садом — все это курортный отель Cross Resort в Ереване.
На его же территории находится и спортивный комплекс, и Центр Здоровья Кросс — проект Армянского Общества Красного Креста и международной федерации Красного Полумесяца. Это единственный реабилитационный центр как в Армении, так и в странах СНГ и Ближнего Востока. Массажи и грязелечение, кинезотерапия и гидропроцедуры, рефлексо- и электротерапия, 2 бассейна (открытый — с кафе-баром, и закрытый), сауна, спортивные залы для занятий — все это делает отдых в Cross Resort прекрасной здравницей как для тела, так и для души.
Три дня в Cross Resort проходят быстро. Но ереванская жара немного утомляет, и я решаю отправиться на минеральные источники в город-курорт Джермук – местные врачи тоже рекомендуют мне это для моей руки, которую я приехала подлечить.
Джермук — город, укрытый в живописном плато на высоте 1980-2080 метров выше уровня моря. Высокие горные хребты, альпийские луга и густые леса, в которых водятся лисы, зайцы, барсуки и даже медведи), чистый и наполненный запахом цветов воздух. Эта часть Армении была очень любима многими армянскими классиками, Уильям Сароян писал: “Армянский мир — настоящий рай, и его венцом является Джермук“.
Название Джермук происходит от слова “джерм”, что значит теплый. В городе более 500 термо—источников, в составе воды которых углекислый газ, натрий, сульфат, гидрокарбонат, кальций, магний, калий и фтор в малом количестве. Они используются и для питья и для ванн, обеспечивая терапевтическое лечение таких болезней как болезнь печени, пищеварительных органов, метаболической и нервной систем, и многих других хронических болезней. По своему химическому составу вода города Джермук очень схожа с водами Карловых Вар.
Доезжаю по жаре из Еревана в Джермук (от столицы 175 км) и селюсь в пятизвездочном Armenia Wellness&Spa – одном из лучших местных оздоровительных центров страны. В Armenia Wellness&Spa два корпуса. Преимущество главного корпуса из серого туфа — в том, что в нем находятся все врачи, кабинеты для лечения, бассейн, фитнесс-зал и кафе.
А во втором корпусе из розового туфа (находится в 150 метрах от главного) – номера побольше и балконы с видом на горы. Его я и выбираю, распахиваю дверь на балкон и … встречаю дождь. Принимаю его внутрь, вдыхаю запах прибитой дождем пыли и мокрого асфальта, в лужах отражается солнце. В солнечной Армении — и дождь солнечный.
Отдохнув с дороги, я отправляюсь гулять по Джермуку, с удовольствием вдыхая чистый и вкусный воздух.
У ларька с вывеской «Кофемолка» курит мужчина. В ларьке никого нет: только громко играет музыка и пчелы внутри летают.
— Кофе мне сварите?
— Да, девушка-джан, только сейчас не можно — пчелы в ларек вошли, а у меня аллергия…
— И давно вошли?
— Только что. Надо чтобы смелый человек вошел туда и кофе сварил — тогда они улетят, они кофе не любят
— Как же не любят, если в ларек вошли? Там же кофе пахнет!
— Это они на меня прилетели — потому что я сладкий!
Я хохочу. Такие диалоги в стиле Фрунзе Мкртчана в Армении — на каждом шагу. Вокруг пруда гуляет армянский Микки-Маус с пышной грудью, крутится по воде кафе-гравицапа с музыкой из 90-х, стоят автоматы из нашего детства. Ностальгия по романтике Советского Союза исцеляется в Джермуке на все 100. Таких уголков детства осталось немного, но они есть, и за это им особая благодарность.
После обеда я встречаюсь со своим врачом-терапевтом — обаятельнейшая Венера Артемовна Восканян назначает мне прекрасный курс лечения: вода из источников и минеральные ванны, кислородные коктейли, электростимуляция, торфяные подушки, ингаляция ромашкой, плавание и упражнения, массажи, циркулярный душ и душ виши, рефлексотерапия (хождение по камням), гидромассаж десен и другие процедуры. В мою зеленую курортную книжку каждый день вписывают процедуры, и я хожу на них между приемами пищи и прогулками по Джермуку. Джермук – хоть и маленький, но даже за неделю я не успела все посмотреть.
Перед каждым приемом еды доктор прописывает мне пить 45-градусную минеральную воду, и я отправляюсь за ней в Джермукскую галерею. Здесь все очень похоже на галереи Кисловодска: отдыхающие ходят со специальными кружками-стаканчиками, наполняя их водой разной температуры.
По всей галерее развешаны картины местного художника – Айка Шахбазяна. С ним мы и разговорились. Айк показывает мне картины и рассказывает: «Когда мне Бог открыл… когда открываются такие миры…». И смотрит на меня своими лучистыми глазами, в которых я вижу Душу и ее свет. За неделю в Джермуке мы с Айк-джаном очень подружились. Я побывала в его мастерской, увидела, как из под его кисти вылетают и селятся среди цветов феи и ангелы, слушала удивительные мелодии, которые он виртуозно исполнял на старом пианино. А на прощание Айк-джан даже подарил мне свою картину, выполненную в его авторской технике с использованием перетертого вулканического камня. Однажды посетители галереи сказали ему, что слышат музыку из его каменных картин. Я не удивилась — я знала, что камни поют. Мне поведал это несколько лет назад сардинский скульптор Пинуччио Шола, который делает из камней музыкальные инструменты. В гостях в его каменном саду я слушала, как поют камни, и по моим щекам лились слезы — я никогда не думала, что в камнях так много любви. А Шола смотрел на меня и улыбался, радуясь, что я увидела и его, и камней души. Пинуччио уже нет в живых, но встреча с ним и его искусством — одно из самых ярких звуковых впечатлений в моей жизни.
За 6 дней в Armenia Welness & Spa от болей в моей руке не осталось и следа, а без того здоровый аппетит увеличился в разы. Каждый день я сталкивалась с искушениями шведского стола от шеф-повара ресторана, готовящего вкуснейшие, в том числе и диетические блюда армянской кухни. Меня еле хватало, чтобы ограничить себя радиусом тарелки, но когда дело доходило до сладкого… Варенье из кизила, малины, клубники, белой черешни, грецкого ореха, шелковицы и чай из чабреца стали моей ежедневной сладкой медитацией.
После 6 дней лечения я решаю подарить себе сутки красоты и релакса и переезжаю через дорогу в 4,5* Grand Resort Jermuk. Здесь также можно пройти и лечение.Помимо процедур, которые я проходила в Armenia Wellness&Spa, здесь есть и рефлексо-, и герудо-, и гидрокинезиотерапия.
«Для позвоночника гидрокинезиотерапия — самое результативное лечение», – рассказывает мне главврач клиники Ашхен Сардарян, — потому что сила тяжести в бассейне не действует, позвоночник расслабляется, и все позвонки приходят в нормальное положение с помощью упражнений, которые наш специалист разрабатывает под каждого пациента. Это также создает мышечный каркасс и улучшает микроциркуляцию крови и метаболизм хрящей. Мы также предлагаем парафиновые и грязевые ванны очень высокого качества. В Армении много своих грязей, но пока ведутся исследования их состава, мы используем грязи с Мертвого моря. Минимальное лечение — 7 дней, максимум 15 дней».
Жаль, что у меня времени пройти и этот курс, но я планирую вернуться. Сюда хочется вернуться. А пока я балую себя в SPA, программы которого предлагают и детоксикацию организма, и регулирование веса, и снятие стресса и много других вариантов. Я выбираю массажи для лица и тела гранатовым маслом, душ виши и водорослевые обертывания, уходы для лица грязями мертвого моря, ароматерапию и минеральные ванны, а вечером расслабляюсь в сауне и джакузи.
Grand Resort Jermuk также предлагает несколько программ питания: и полупансион, и a la carte в ресторане Gallery. А в баре в любое время можно насладиться коктейлями и кофе.
В отеле есть все необходимое для комфорта гостей: от детской до бильярдной, и от салона красоты до… церкви! Церковь с видом на Джермук находится на верхнем этаже отеля. Армения – страна, которая приняла христианство в начале IV века (в 301 году) и стала первым христианским государством в мире. Поэтому христианские традиции здесь свято чтут.
Что еще делать в Джермуке?
— Прогуляться по парку с разбросанными по нему каменными скульптурами;
— Навестить церкви Святой Гаяне, Гндеванк и Святого Трдата;
— Подняться на канатной дороге на гору и посмотреть на Джермук с высоты птичьего полета, найти чертополох и одинокий мак, открыться ветрам и продрогнуть, согреться хашем (сезон хаша начинается в Армении осенью, но на горах хаш есть всегда – чтобы согреться);
— Отправиться на прогулку к водопаду «Волосы Русалки» и граничащее с ним каменное ущелье;
— Искупаться в гейзере;
— Поехать на джипе в кратер заснувшего вулкана Вайоц Сар.
Встреча с заснувшим вулканом – особенная встреча. Словно наказав самого себя за когда-то уничтожающую все вокруг силу, он утихомирил, заблокировал ее внутри себя. В ложе когда-то извергающегося лавой кратера теперь цветет лиловый иван-чай, желтые сухоцветы и голубые колючки, пахнет полынью, и есть маленький, сложенный из вулканических камней, храм и родник.
Я вспоминаю Маленького принца. На его планете «было два действующих вулкана. На них очень удобно по утрам разогревать завтрак. Кроме того, у него был еще один потухший вулкан».
Я обнимаю потухший вулкан любовью. Мне кажется, ему хорошо. У него есть свой родник, храм, цветы, змеи, что живут в груде камней. Уношу собой на память несколько, легких как пёрышко, вулканических камней и чуть горчащую веточку полыни.
Вечером я просто сижу на своем балконе и смотрю в звездное небо.
— Вы видели наши армянские звезды? — спрашивает меня армянин с соседнего балкона.
Я улыбаюсь. Когда-то в Москве армянский таксист рассказывал мне, что Адам и Ева тоже были армянами, и в каком-то из армянских музеев есть тому подтверждение. Вероятно, он имел в виду петроглифы Адама и Евы на плато Ухтасар.
— Да, армянские звезды — и вправду очень красивые… — отвечаю я.