В Гюмри, северной столице Армении, я впервые оказалась три года назад и всего на пару дней — продюсировала фильм для телеканала «Моя Планета»: телеведущий Андрей Понкратов отправляется в самую древнюю страну мира лечить сердце. В этот раз я приезжаю в Гюмри на более долгий срок. Приезжаю на новой скоростной электричке, уходящей с ереванского вокзала. Любителям поездной романтики искренне рекомендую этот вариант — по дороге любуешься живописными пейзажами и ведешь интереснейшие беседы с попутчиками.
Много названий было у этого армянского города. По данным археологов, первые поселения на территории современного Гюмри появились в бронзовом веке уже с начала третьего тысячелетия до н. э. В старину его называли Кумайри, и это название связывают с племенами кимерйцев, вторгавшихся на западные берега Чёрного моря с Восточно-Европейской равнины в VIII век до н. э. В 1837-м году, после посещения Николаем I, по его указу город переименовывают в Александрополь в честь императрицы Александры Федоровны. В 1924-м году ставший советским город называют Ленинаканом.В начале 1991-го года городу возвращается древнее название Кумайри, и уже после провозглашения независимости Армении 21 сентября он снова именуется Гюмри.
Два часа в пути — и я на месте. Владелица и декоратор гостевого дома «Hye Aspet», Марина Базаева встречает меня на вокзале, демонстрируя совершенно искренние гостеприимность и клиентоориентированность: «Яна-джан, Вы же — мой гость!». Такси довозит нас до старинного особняка в самом центре города на улице Шираза, 53. «Hye Aspet» в переводе означает Армянский Рыцарь.
Название пришло Марине, когда в подвале старинного дома ХIХ века, который купила, еще не зная, что будет с ним делать, она нашла старинные ружья. «Во время битвы при Александрополе тут была зона сопротивления. Этим проектом и названием мы хотим возродить дух рыцарства, напомнить, что такое истинное благородство и честность, которым меня научили родители с их рыцарским отношением к семье и обществу» — делится Марина.
При восстановлении дома Марина и ее партнер, дизайнер проекта, режиссер и фотограф Мартын Сукиасян, сохранили максимально все, что только можно было: камни брали из той же каменоломни, потолочные балки и напольные доски — из старых гюмрийских домов. Все собирали и восстанавливали по крупицам, сохраняя аутентичный дух: от старинной мебели до типовых ковров 1928-го года. Марина и Мартын трудились над проектом 2 года, вкладывая в него душу и сердце, что чувствуется и делает этот гостевой дом очень уютным — так много любви вложено сюда. Продумана каждая деталь. Сейчас в гостевом доме два номера. В каждом из них есть кухня, и при желании можно готовить.
Ну а домашние завтраки a la carte, которые Марина готовит собственноручно и доставляет теплыми, — особая история. Марина готовит интуитивно — под гостей, совмещая армянские традиции и восточный фьюжн. Не знаю, где она всему этому научилась: то ли в Нью-Йорке, где училась на public administrations, то ли на обучении по Государственной программе по развитию малого и среднего бизнеса в Гюмри, а то ли просто достала все это из своего любящего и гостеприимного армянского сердца. Ну а запечатлеть счастливые моменты в Hye Aspet и в Гюмри не только в сердце, но и на фотопленку можно, заказав Мартыну профессиональную фотосессию a la old Gyumri.
Ну а мое следующее место жительства — арт-отель Берлин. Меня встречает директор и почетный консул Германии в Ширакском и Лорийском районах Алексан Тер-Минасян, душа и сердце проекта — так много сил, внимания, заботливого и любящего участия вложено им в его в развитие:
«После землетрясения 1988-го года Ассоциацией «Помощь Берлина Армении» под предводительством Берлинского филиала Немецкого Красного креста в Гюмри была построена амбулаторная клиника «Берлинский центр матери и ребенка» или, как ее называли тогда, «Burda центр», потому что треть из пожертвованных жителями Берлина средств пришла от семьи Анны Бурда, известной по журналу «Burda». Изначально это пространство предполагалось для того, чтобы пациенты могли отдыхать после лечения, но с 1996-го года оно было переоборудовано, появился номерной фонд, а гостиница стала первой гостиницей в городе после землятресения». И тогда Арт-Отель Берлин в Гюмри стал экспериментальным социальным предприятием Немецкого Красного Креста в Берлине, некоммерческой организацией, единственной целью которой является внесение вклада в поддержание и развитие медицинского обслуживания в поликлинике Берлинского центра Матери и Ребенка.
В Гюмри пока нет выставочных площадей, и сейчас отель Берлин стал не просто отелем, но и культурным центром города. «Галерея 25» — это галерея и самая большая коллекция современного искусства внутри гостиницы. Во всех 20 номерах представлены работы местных художников. Можно сказать, что у каждой комнаты есть свой художник, а у каждого художника есть своя комната — экспозиции в комнатах практически не меняются или меняются очень редко. Экспозиции же в общественных зонах отеля постоянно обновляются, и в течение года здесь может пройти около 8-10 выставок. Сейчас в отеле, например, проходит выставка японского художника Кунито Нагаока и его команды. А на территории перед отелем и во внутреннем дворе можно познакомиться с творчеством скульптора Альберта Варданяна, работы которого представлены и вне Армении. Как, например, одна из его работ под названием «Пульсар» сейчас находится в Германии и выполнена из бронзы. А гипсовая копия — огромное яйцо, привлекшее мое внимание древними символами государства Урарту, символизирует круговорот жизни с не всегда однозначным вкладом человечества в развитие цивилизации.
Помимо живописи, фотографии и скульптуры «Галерея 25» также экспонирует и продает книги и рукотворные книги (book-art). На территории отеля также есть небольшая библиотека с литературой в основном на немецком языке, и это пространство также является и Центром немецкоязычной культуры, организующим мероприятия, объединяющие и проводящие параллели между культурой Армении и немецкоязычных стран.
Летом во внутреннем дворе отеля часто проводятся кино-просмотры и «пивные» мероприятия. Например, есть свой, гюмрийский Octoberfest, правда, с армянским акцентом — обязательно присутствует культурный элемент. Поскольку одной из своих целей отель ставит развитие туризма, гостиницей также организуются экскурсии и туры по региону Ширак, Армении и Грузии, различные мероприятия, семинары и конференции. Маленький и уютный ресторан, стены которого также украшены работами художников, отличается большим разнообразием традиционных армянских блюд и оказывает кейтеринговые услуги.
В мой первый визит в Гюмри наша съемочная группа остановилась в гостях у почетного консула Италии в Армении — Антонио Монтальто, о котором я уже писала ранее, в уютнейшей и гостеприимной Villa Kars.
Как и в Ереване, здесь находится магазинчик керамики, которую производит Family Care Foundation, а также мастерская по росписи этой керамики, и, неподалеку от виллы, цех, в котором ее производят (кстати, недавно в непосредственной близости от Villa Kars) открылась еще одна мастерская. И, конечно, ресторан «Гурджиев», где завтракают, обедают и ужинают гости виллы.
На этот раз я тоже навещаю Антонио и застаю его за работой над новым проектом: выставочный зал, пространство для семинаров и конференций, а также библиотека, коллекция которой насчитывает более 5 000 книг. Она собиралась за счет пожертвований посетителей как часть программы “Один турист — Одна книга».
Что еще делать в Гюмри?
1. Найти места, связанные со съемками известных советских кинофильмов: «Треугольник», «Кусочек неба», «Веселый автобус» и «Танго нашего детства» — гюмрийцы недаром называют свой город маленьким «армянским Голливудом». Зайти в музей Фрунзе Мкртчяна, родившегося здесь и всем известного по фильму «Мимино», роль Хачикяна в котором сделала его лауреатом Государственной премии Советского Союза.
2. Выпить кофе в «Aregak Bakery&Cafe» — социальный проект, который финансируется Европейским Союзом и Австрийским Каритас, в котором работают и зарабатывают свои собственные деньги дети с синдромом дауна и их родители.
3. Выбраться за город — в прекрасный монастырь Мармашен у реки и на Дырявый камень (Тцак Кар) и пролезть через его отверстие (если, конечно, не переел до этого в одном из лучших рыбных ресторанов города Cherkezi Dzor, расположенном в живописной уголке природы. Здесь выращивают форель, стерлядь и другую рыбу, которую и вылавливают гостям на обед или ужин.
4. Пойти на концерт пианиста Тиграна Амасяна (уроженец Гюмри, он часто бывает на родине, и на его концерты собирается не только гюмрийская публика, но и пол-Армении. Я в свое время сорвалась на его концерт с друзьями из Еревана и встретилась на нем с половиной города). В этот раз нам тоже удалось его послушать в рамках фестиваля Hyat Jazz Gyumri, который традиционно проходит в разных музеях.
5. Музеев в Гюмри много. Для первого визита рекомендую музей Сергея Меркурова, дом-музей Дзитохцянов, и, конечно, галерею сестер Мариам и Ерануи Асламазян. Мариам называют армянской Фридой Кало, случайно или неслучайно родившейся с ней в один день. Если попросить провести экскурсию художницу и арт-критика Гоар Cмоян, которая работает этом музее, рассказ о сестрах будет особенным. Для меня живопись Мариам — про эмоции, а Ерануи — про чувства.
6. Заглянуть на местный рынок за колоритом и разнообразным дарами армянской земли, прикоснуться к культуре армянского аперитива (армянская, тутовая или абрикосовая водка + соленья).
7. Съездить на экскурсию в построенную в 1834-м году Чёрную Крепость, одну из самых главных исторических и архитектурных ценностей Гюмри, с которой открывается живописный вид на город и памятник «Мать Армения». И обязательно прогуляться по главной площади Вардананц, названной так в честь Вардана Мамиконяна, полководца, прославившегося при Аварайрской битве 451 года.
8. Поужинать в «Nor Aleppo» — ресторане сирийского армянина Шанта Кахведжяна. И обязательно отведать такие блюда, как кюфта, мутаболь, мухамара, балагануш и, например, говяжьи мозги. Вообще, в Армении очень вкусно готовят субпродукты. А Гюмри также славится кяллой — знаменитым блюдом из головы быка, которую запекают почти девять часов. Говорят, что у каждой части кяллы свой особенный вкус.Попробовать блюдо можно, например, в ресторане «Шашлычный двор».
9. Зайти на чай, мед и десерты в «Herbs and Honey» — проект социального предпринимателя Артуша Егизаряна. Пространство с большими окнами, уютно наполненное пучками сухих трав, стеллажами с банками домашнего меда, варенья и компота, керамикой, а также многочисленными растениями, зимой, вероятно, создающими ощущение зимнего сада. Как и «Aregak», это кафе — социальный проект, обеспечивающий бедные армянские семьи необходимым оборудованием и помогающий организовать производство.
10. Гулять по мощеным булыжником улицам, заходить в старые дворы, разговаривать с людьми. Прогуляться по скверу хачкаров (крест-камней) неподалеку от Аменапркич (Собора Всеспасителя).Зажечь свечу в Аствацацин (Церковь Святой Богородицы или «Семь ран») и, освободив голубя из клетки напротив храма, выпустить его на волю, совершив так называемый матах (арм. — дар Богу, благотворительное пожертвование)…
…Грустить в Гюмри. Радоваться в Гюмри. Любить в Гюмри.
…Этот город каждый раз открывается мне по-разному.Я приезжала сюда в разные годы и сезоны, ранней и поздней осенью, весной… Встреча с Гюмри — всегда особенная. Но одну историю я помню настолько ярко, что она всегда останется со мной и с теми, кто стал ее невольным свидетелем в тот, мой самый первый, визит.
Эта история про одного пса. Мы снимали сюжет про Георгия Гурджиева — мистика, композитора, хореографа и философа — на старых улочках Гюмри, где он когда-то жил.
Никого.Спящая, мощеная булыжником улица, полуразрушенные дома.Гюмри — немного грустный город, боль от землетрясения еще живет в нем и ощущается тяжестью в сердце.Пес тоже грустил, я заприметила его еще до момента, когда он «вошел в кадр».Он просто тихо «был » на перпендикулярной улице.Но вдруг, видимо, почуяв новую, не знакомую ранее энергию (еще бы!5 человек из другого города, страны, что они собой принесли?), пес сошел с ума.От радости.Он носился взад и вперед, прыгал на каждого из нас, хватал в зубы куски хлеба, которые мы, в надежде унять, кидали ему, тут же их выплевывал, хватал новые, бросался на нас вновь…Он не хотел и не мог есть, этот красивый, стройный, черно-белый пес.Он не слышал ни окриков, ни уговоров, отказывался играть, не поддался на «отпугивающие животных звуки», которые нашлись в телефоне у нашего оператора.Он просто носился туда-сюда, буквально обезумев от радости, мешая нам снимать сюжет и взрывая старый Гюмри фейерверком лая и собачьих чувств.И мы хохотали.Он вытаскивал из нас самые яркие эмоции, этот безумный пес.Мы шутили, что это дух Гурджиева вселился в пса и демонстрирует нам экстатичную радость бытия.Он успокоился примерно через час.Просто стал обычным псом.И побежал по своим собачьим делам.Но то, что пес нам дал — останется, по крайней мере со мной, на всю жизнь.И знаете, это был очень хороший день…
Возможно, у вас будет похожий, если вы, вдохновившись романтикой старого Гюмри, решитесь приехать в северную столицу Армении. Кумайри. Александрополь. Ленинакан. Город из Черного Туфа.
Благодарим за фотографии Марину Онищик, Мартына Сукиасяна и Eileen Adamian
Посмотреть фильм «Лечить по-армянски» в двух частях можно тут.