Сухум вернул мне потерянный в детстве кусочек сердца, когда моя семья была вынуждена срочно покинуть Баку, где мы все родились.
Во всех своих странствиях по миру я искала город, который будет мне напоминать город, в котором прошло мое детство и по которому я отчаянно скучала.
Я находила его «осколки» в Стамбуле, где жасмин на набережных, благоухая, смешивался с запахом Босфора, старички пили чай из стаканчиков «армуды» в чайхане и взвешивали прохожих на уличных весах, а старушки продавали просо для голубей; в Ереване, где на улицах били фонтанчики-«пульпуляк» с чистой водой, а люди были такими же гостеприимными и теплыми и ходили в гости с коробочками заварных эклеров; в Тель-Авиве, где по длинной набережной вдоль моря ежевечерне гуляли и встречались друзья; в других городах и странах, где запахи, цветы и традиции напоминали мне город детства. И каждый раз с восторгом обнаруживая кусочки мозаики родного города, я радостно восклицала: «Как в Баку!»
Я собирала паззл «Город детства» по всему миру, но это были лишь кусочки. Целостная картинка была мне недоступна.
Но Сухум!
Сухум смог соединить в себе все! И удивительную атмосферу интернационализма, какая была когда-то в Баку, атмосферу единства и равенства людей всех национальностей и вероисповеданий; и трехкилометровую набережную вдоль моря, со старичками, стучащими в домино и нарды у легендарного кафе «Брехаловка» (бывшее кафе «У Акопа»), где у каждого завсегдатая есть своя чашечка и где ежедневно варят кофе на песке, сменяя друг друга, армянин Леха и азербайджанец Азер; пальмы и благоухающий жасмин; скверы с раскидистыми деревьями и фонтанами; чай в стаканчиках «армуды»; кофе, мороженое в металлических креманках и заварные эклеры в кафе «Пингвин»; уютные дворики-колодцы с поскрипывающими лестницами; вечно рыбачащие на дамбах и берегу рыбаки; люди, ежевечерне прогуливающиеся туда-сюда по набережной и приветствующие друг друга; детки на велосипедах, самокатах и в колясках; запахи южной весны, которые я вдыхала, напитывалась ими и утоляла свою ностальгию по Баку длиной в 29 лет. И даже бродячие цыганки с волнистыми попугайчиками в руках, вытягивающими бумажки с предсказанием! За день до отъезда мне досталась бумажка «Вашу поездку кто-то задержит».
Так и произошло: уехав в Сочи, думая, что полечу оттуда в Москву, уже через два дня я вернулась обратно в Абхазию, потому что просто не смогла с ней расстаться. Мою поездку задержал сам Сухум.
Я не смогла вырваться так быстро из зеленых объятий тропической природы. От возможности срывать с деревьев апельсины и мушмулу. Ходить на рынок за шелковицей и алычой, домашним вином и копченым сулгуни. От очарования снежных хребтов и огромных эвкалиптов. От Нового Афона и горы Анакопия. От озера Рица, журчащих голубых рек и водопадов, как проседь гор, спускающихся с вершин.
От пиков елей и приморских сосен. От вечно бредущих по дорогам рыжих коров и спящих у ворот породистых собак. От незабудок на лесных полянах и папоротника, который уже начал раскручивать вверх свои тугие листья-мячики. От взбитых пеной акации гор. От воздуха, что пьется как вино, которым тут угощают повсеместно.
Все эти дни я жила в настоящем оазисе в 10 минутах езды от Сухума – небольшом курорте «Aqua resort», прямо на берегу моря. Уже в первые минуты своего пребывания здесь я поняла: я на своем месте. Как только вылезла из машины и погрузилась в дивную какофонию звуков и ароматов – настоящую симфонию природы: стрекот цикад, квакание лягушек, щебетание ночных птиц и в этот пьянящий аромат тропической природы. А когда утром из своего бунгало увидела в море всех цветов лазури черные плавники дельфинов, я поняла: уехать отсюда будет практически невозможно.
За 2 недели здесь первую неделю я прожила в бунгало прямо на берегу моря, а вторую – в корпусе. Оба варианта, гармонично вписанные в окружающую среду, были идеальны От и До. От стильной отделки комфортных и просторных номеров со всем необходимым до деревьев, увитых плющом, бросающих густую тень на балкон, на котором так приятно сидеть и писать свою книгу, а вечером наблюдать ежевечернее чудо полета светлячков, у которых в мае брачный сезон, и плотная вечерняя южная тьма то и дело вспыхивает их зелеными звездочками.
Утром — пляж, дельфины, гонящие косяк рыб, хемингуэйские диалоги с рыбаками на пляже, купание в уже вовсе не холодном море.
Днем – творчество под пение птиц и наблюдение за тем, как акация роняет белый снег своих лепестков. Прогулка по заброшенным шпалам до ближайшего ресторанчика за бокальчиком домашнего белого и рыбки-гриль.
Вечером – созерцание заката на берегу, клубника на ужин, чай и прогулка по поляне светлячков – мой ежедневный «Aqua Resort» must be done!
Все это, а также бассейн, кафе с вкуснейшей абхазской и европейской кухней и родник с чистой водой прямо на территории, лежаки и гамаки на берегу и приятнейшие во всех отношениях хозяева резорта – делали мой отдых комфортным и по-настоящему уютным.
А когда мне хотелось цивилизации, я отправлялась в Сухум.
Что делать в Сухуме?
Гулять по набережной. Любоваться закатами с дельфинами. Сходить в обезьяний питомник в живописном месте на горе. Пойти в театр – Русский Драматический, который с приходом нового директора, говорят, возродился как птица Феникс. Или в Абхазский, рядом со знаменитым фонтаном с грифонами, сияющими в ночи зелеными глазами. Театр был построен пленными немцами в стиле нео-классицизм. Вообще, пол-Абхазии «обязана» немцам: в Ткуарчале, например, куда обязательно стоить съездить на родоновые источники и водопады в окружении лиловых рододендронов, есть целый город Акармара, построенный их руками. Сейчас, правда, город заброшен, и в домах вместо людей живут и хозяйничают деревья, а сам город напоминает призрак. Впрочем, здесь еще живет несколько семей и пара коров. До Грузино-Абхазской войны город считался элитным районом Ткуарчала и имел всю необходимую для жизни инфраструктуру. Несмотря на то, что в городке было всего около десятка жилых зданий, здесь имелась своя гостиница, а также школа, больница, ресторан, небольшой рынок и даже дом культуры.
Пообедать, поужинать или просто перекусить в Сухуме тоже можно с чувством, с толком, с расстановкой:
В «Акьафурте» — прекрасная абхазская кухня и вкуснейшие домашние десерты. Ореховый торт, например.
В «Нартаа» — абхазская кухня. Хачапури «Лодочка» — лучший в городе.
В турецкой шашлычной на набережной. Хозяин – батумский турок, поэтому алкоголя здесь нет, но шашлыки самые вкусные в городе и чай подают в стаканчиках «армуды».
В «Леоне» — самые вкусные в Сухуме суши. Здесь же находится и одноименная гостиница.
В «А-Бургере» — домашние бургеры и лимонад.
В «Пингвине» — кофе, мороженое и отличные десерты.
В «Брехаловке» — кофе на песке от Лехи или Азера и пирог с начинкой из фейхоа.
А еще рекомендую проехаться по окрестностям и посетить удивительные по красоте, тишине и энергетике храмы: Драндский собор VI века с мироточащими иконами, Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы, возведенный во второй половине X века по распоряжению абхазского царя Леона III, и — жемчужина Абхазии — величественный Бедийский храм, расположенный на очень красивом горном плато с великолепным видом на побережье Черного моря и вершины Главного Кавказского хребта. Он был возведен в конце Х века при царе Баграте III в честь Влахернской иконы Божьей матери.
Сухум и Страна Души (так переводится Абхазия) вернули мне потерянную когда-то часть души.
Здесь когда-то в конце ХIХ-го века жили мои прапрадед и прапрабабка — черно-белые фотографии которых я периодически рассматриваю в семейном альбоме. Сван Николай Георгобиани и наполовину полька-наполовину шведка Антонина Гарштрем, Бог знает каким ветром занесенные на эту землю. Наверное, они пили кофе на набережной сухумской бухты, ходили на свидания в Ботанический сад, возможно, целовались под 350-летней липой — Патриархом Сада и шептали свои желания таинственному дольмену в центре города.
Теперь история их любви стала мне гораздо ближе и яснее. И самой себе в Сухуме я тоже стала ближе. Я поняла, какой могла бы быть моя жизнь, не будь карабахского конфликта и останься я в Баку на всю жизнь.
Но история не знает сослагательного наклонения, — и я такая, какая есть. Впитавшая в себя энергии 50 посещенных мною стран и читающая об этом лекцию «Жизнь как Путешествие. Истории пути» в модном культурном пространстве Сухума – SKLAD, где регулярно проходят интереснейшие события и кинопоказы.
50-й посещенной мной страной стала как раз Абхазия.
СТРАНА ДУШИ.
По крайней мере, моей.