Язд. Город ветровых башен и вечного огня

опубликовано: 16 Ноя 2025 | прочитали: 25 чел. | АВТОР -

Есть города, которые нельзя понять на бегу. Их нужно чувствовать кожей, вдыхать медленно, как тёплый воздух пустыни, позволять глазам привыкнуть к мягким охристым оттенкам стен, а сердцу — к ритму, в котором время тянется вязко и сладко. Язд — именно такой.

На рассвете он ещё тих и усыпан тенями. Башни-бадгири — ветровые башни, подхватывающие утренний бриз, направляют его в старые дома, и ты вдруг осознаёшь, что этот город веками жил без кондиционеров, полагаясь на гениальность древней архитектуры. На закате же Язд — золотой, почти нереальный, его крыши становятся смотровыми площадками, а улицы наполняются ароматом роз и кардамона.

Язд — это не пункт в маршруте, а состояние души. Здесь ты учишься ценить воду и ветер, понимаешь, что огонь может быть вечным, а закат — ежедневным чудом.

Когда хочется не просто остановиться, а прикоснуться к глубинам истории Язда, выбрать место, где каждый камень и каждая деталь пронизаны уважением к культуре и традициям, Safikhani Boutique Hotel становится настоящей жемчужиной на карте города.

Safikhani —камерный отель, погружающий в атмосферу древнего Персидского наследия. Здесь на первом плане — выдержанная палитра природных оттенков и аутентичные архитектурные элементы, которые словно шепчут истории веков.

В Safikhani ощущается едва заметная, но очень важная свобода пространства: высокие потолки и широкие окна наполняют номера светом, а тихий внутренний двор с традиционным фонтаном создаёт атмосферу расслабленной медитации. Прекрасно продуманный дизайн отеля — это диалог прошлого и настоящего, где современный комфорт бережно сплетён с богатым наследием Язда.

Вкусить местный колорит здесь можно не только глазами, но и через ароматы — с нежностью подобранные специи, оттенки шафрана и кардамона пробуждают все чувства, будь то в завтраке, подаваемом с заботой, или в беседе с гостеприимным персоналом, который словно продолжает традицию персидского гостеприимства.

Safikhani — идеальное место для тех, кто ищет уединение и желает открыть Язд заново, через призму тишины, традиций и пространства, где время течёт медленнее и каждый момент наполнен смыслом.

Утром я отправляюсь изучать город с Исмаилом – гидом, влюбленным в родной город. Гидов от Бога я узнаю всегда – мне интересно их слушать, внимание не переключается, я живо участвую в диалоге, задаю вопросы.  История пространства становится для меня более выпуклой, таких гидов легко назвать проводникам – они просто открывают портал для узнавания Души места.

Мы отправляемся в сердце городаМечеть Джаме, что  возвышается над старым городом, как воплощение молитвы в камне. Её минареты кажутся воротами в небеса, а изразцы — небесной картой, нарисованной лазурью. Под куполом тихо, и только звук моих шагов отзывается эхом по плитам. Я долго разглядываю мозаики, пока снаружи не прозвучит призыв к молитве  — азан, и город сделает глубокий вдох.

Площадь Амир Чахмагх оживает ближе к вечеру. Массивная арочная фасадная стена словно сцена, на которой разворачивается жизнь: дети бегают с мороженым из розовой воды, старики ведут неторопливые беседы, а туристы заворожённо любуются подсветкой, превращающей архитектуру в золотое кружево.

В маленькой кондитерской на одной из улочек я пробовала пахлаву с фисташками и розовой водой, нежнейшие печенья с кардамоном и знаменитые qottab — хрустящие пирожные с ореховой начинкой. Купила коробку сладостей «на потом», но они исчезли ещё до заката.

Лучший кофе в городе я нашла в маленьком кафе неподалёку от комплекса Амир Чахмагх — здесь подают кофе по-яздски с розовой водой и смесью тёплых специй. Он пахнет, как утренний рынок пряностей, и согревает так, что вспоминаешь его вкус ещё недели спустя. Его варят несколько часов, и, кажется, что как и Язд, он рассказывает свою историю.

Закат лучше всего встречать на крыше Art-café, где город под тобой превращается в море куполов, а солнце тонет в песках пустыни. Я сидела там с чашкой кофе по-яздски, и казалось, что весь мир сжался до этого мгновения — тёплого ветра, золотого света и звона посуды где-то внизу.

На следующий день мы отправляемся знакомиться с наследием зороастрийцев и начнем его с Башни молчания, расположенной на окраине на холмах Язда. Tower of Silence — место, где зороастрийцы прощались с умершими. Согласно древней традиции, тела оставляли на вершине башни, чтобы птицы — в первую очередь, грифы — очистили кости, которые потом складывались в специальные хранилища.

Это был ритуал, продиктованный верой в то, что земля и огонь — священны, и их нельзя осквернять телом. Исмаил рассказывает, что один из старейших служителей этого места, который видел сотни раз, как проводится этот ритуал, поведал, что если бы ему пришлось выбирать для себя, он бы предпочёл традиционное погребение в земле, потому что это более гигиенично. Но в его голосе звучало глубокое уважение к вере его предков.  Там, наверху, я впервые услышала тишину, которая была не пустой, а густой, почти материальной. Даже ветер казался осторожным.

Но, пожалуй, то, что глубже всего откликнулось в сердце, – это неугасающее вот уже 150 лет пламя зороастрийского храма огня.  В Atash Behram («дом огня») в бронзовой чаше горит огонь, который привезли сюда в XIX веке из Индии, и с тех пор он не погас ни на миг. Это символ чистоты, вечности и правды — главных ценностей зороастризма.

В храме тихо, никого нет, лишь тонкий аромат ладана в воздухе. Я завороженно смотрю на огонь и ощущаю что-то очень глубокое, сакральное, он очищает и наполняет меня одновременно. Он горит дольше, чем длилась жизнь моих прабабушек и прадедушек, вмещая в себя и одновременно предавая огню память многих событий.

Огонь в зороастризме — это не просто элемент ритуала, но центральный символ чистоты, божественного света и морального очищения. Зороастрийцы рассматривают внутренний огонь в человеке — это чистота помыслов, действий и стремлений. Сохранение этого внутреннего огня в человеке также связано с поддержанием моральной чистоты и духовной верности.

Огонь поддерживается жрецами-мобедами, которые обеспечивают горение этого священного символа зороастризма в знак поклонения Ахура-Мазде, главному богу этой, одной из самых древних, мировых религий, и поддержания духовной связи с высшими силами. Огонь также символизирует свет, который исходит от Ахура-Мазды и противостоит тьме, связанной с злом и хаосом (символизируемым тёмным божеством Ангра-Майню). Свет олицетворяет божественное руководство, истину и благость.

Огонь всегда должен быть чистым, не должен загораться от внешнего источника (например, от спичек), а поддерживается благодаря постоянно возобновляемым источникам — маслу, растительным веществам и т.д. Мобеды проводят регулярные молитвы, читая священные тексты, такие как Авеста, и проводят ритуалы, связанные с огнем. Это не только молитвы, но и жертвоприношения (например, курение ладана, подношение масла или других субстанций, которые поддерживают священный огонь).

Вообще, в Язде у тебя словно появляется возможность глубже видеть смысл и роль стихий в роли человека. Про ветер и огонь – понятно, но вода… сокровище пустыни,ее священная ценность. В Музее Воды я впервые узнала о канатах — подземных акведуках, которые тянутся на десятки километров, собирая воду из горных источников и приводя её в город.

Эти канаты строились веками, вручную, в тяжёлых условиях. Рабочие спускались в шахты глубиной в несколько десятков метров, прокладывали туннели, и вся эта система работала без насосов, благодаря гравитации. Когда в музее я взяла в ладони чашу холодной воды из старинного кувшина, то почувствовала к ней почти благоговение: это был вкус самой жизни.

 

И в этом городе посреди пустыни, возможно, как ни в одном другом, чувствуешь важность ВОДЫ для этой страны. И, возможно после этого визита, а также после того, как Мухамед подарит мне картинку с мостами Исфахана и рекой, грустно добавив: «Мы помним Исфахан таким. К сожалению, река сейчас очень редко бывает в своем русле…» приходят стихи, отражающие это и как будто ведущие еще глубже:

Я желаю Ирану воды!

Я желаю Ирану свободы!

Я хочу, чтобы Руми труды

Пробрались в темных душ небосводы…

Я хочу, чтобы в души людей

Воды хлынули Зайендеруд!

Чтоб в пустыне сады расцвели,

А когда дерева отцветут …

Завязались плоды чтоб в любви,

Развязались страны чтоб невзгоды,

Чтобы воды великой реки

Орошали счастливые годы.

(С) Яна Шахназарова

7.04.2025

Через несколько дней после этого стихотворения воды реки Зайендеруд на какое-то время вновь возвращаются в русло и проходят под мостами города, и это становится целым событием для жителей Исфахана. А через несколько месяцев начнется война…

Счастье, что она так быстро закончилась, и мирная жизнь вновь воцарилась в Иране. И компания Tap Persia,  что сделала мое путешествие в Язд и Шираз  настоящим даром и погружением в Душу Места,  будет вам в  этом лучшим помощником. Они – редкий жемчужный мастер в мире иранского туризма. Особый подход Tap Persia — это не просто организация поездки, а создание уникальной истории, где каждая деталь продумана с трепетом и уважением к культуре, традициям и душе страны.

Больше о них и о том, чем они могут быть полезны, рассказала в предыдущей статье.

Рубрики: 5 stars, Без рубрики, Бутик-отели, Исторические отели, Средний Восток
Метки: ,

Написать ответ

*

*