Шиваратри в Бхактапуре и традиции невари

опубликовано: 17 Окт 2024 | прочитали: 87 чел. | АВТОР -


Мой путь лежит в средневековый город Бхактапур или «город верующих», находящийся всего в 13 км от столицы Непала на реке Хануманте в восточной части долины Катманду. По легенде, раньше в долине располагалось большое озеро, и однажды бодхисаттва Манджушри рассёк скалы мечом, и вода утекла через пролом, а долина стала пригодной для заселения. Геологические свидетельства также говорят о том, что некогда в долине было озеро, что подтверждается и исключительной плодородностью почв.

Расположенный вдоль древнего торгового пути между Индией и Тибетом, Бхактапур окольцован горами и в хорошую погоду дарит всем захватывающий вид на Гималаи. Будучи одним из старейших ныне живущих городов в мире, он открывается своим гостям не только достопримечательностями, но и традициями местных жителей, возможностью исследовать живое наследие долины Катманду.

Компактное скопление дворов с общинным проживанием олицетворяет суть поселений местных жителей – неварцев, шестой по численности народности Непала (5,48 % населения). Неварцы знамениты богатой и развитой культурой, которая совершенствовалась в неварских городах, существовавших много сотен лет. Историки предполагают, что невари заселили долину Катманду в III-IV веке. Неварцы практикуют и буддизм, и индуизм. Неварский буддизм примечателен тем, что является единственной буддийской традицией, сохранившей использование санскрита в качестве основного литургического языка. Большая часть санскритских оригиналов буддийских сочинений, утерянных в Индии во время мусульманского захвата, были сохранены благодаря неварцам. Однако четкая граница между индуизмом и буддизмом в неварском обществе отсутствует. Обе религиозные группы принимают участие в праздниках друг друга и поклоняются в общих храмах. Одной из групп неварских вайшьев являются шакьи (ювелиры и скульпторы), считающиеся в свою очередь потомками народа шакья, к которому принадлежал Будда Шакьямуни.

Именно тут, в оживленном центре города, с его историческими кафе, памятниками и сокровищницей достопримечательностей, я и поселюсь — в очаровательном The Nanee, что в переводе с неварского диалекта означает двор. Двор есть в каждом непальском доме. С сердцем-колодцем, куда местные жители приходят за водой.

The Nanee — это уникальный бутик-отель, созданный семьей, которая ведет долгую историю служения городу. Видение владельцев Аджай Бахадур Праданга и Шайладжа Праданга (она же — архитектор проекта) заключалось в том, чтобы быть эмпирической и социально ответственной собственностью, способствующей сохранению и возрождению наследия Бхактапура.

Шайладжа поделилилась со мной, что Бхактапур занимает особое место в их сердцах, поскольку это не только город, имеющий замечательное историческое значение, но и прародина его семьи. И они хотели создать пространство, которое не только демонстрирует красоту и уникальность Бхактапура, но и отдает дань уважения служению предков городу: «Возврат к корням является фундаментальной частью нашей цели. Мы верим в уважение наследия наших предков, которые веками служили Бхактапуру в качестве королевской семьи. Создание нашего отеля является свидетельством их вклада, и это позволяет нам выразить нашу глубокую благодарность, сохраняя и продвигая культурное наследие, которым они дорожили».

В итоге получилось 18 стильных номеров, представляющих собой фьюжн сатмосферного очарования неварской культуры и современного комфорта и искусства от арт-куратора Маниша Лал Шреста. Гости этого бутик-оазиса, как называют его хозяева, получают возможность не только комфортно разместиться в самом сердце средневекового города, который находится под патронажем Unesco, но и глубоко соединиться с местными традициями, пообщаться с другими туристами, благодаря активностям, которые предлагаются в The Nanee. Это и погружение в местное искусство и архитектуру, знакомство с кухней и историей фестивалей и праздников, а также с различные ремеслами: резьбой по дереву, камню и металлу, гончарному мастерству.

Все это можно прожить и прочувствовать с помощью специально разработанных The Nanee и курируемых гидами отеля пешеходных туров по одному из старейших живых исторических городов мира. Прогуливаясь по неизбитым улочкам в утреннее и вечернее время, наведываясь в гости к местным жителям (я, например, побывала в гостях у отца и сына Индра Кази и Индра Прасад Шилпакар — известнейших резчиков по камню и дереву, портрет отца, кстати, не так давно украсил обложку New York Times), посещая службы в храмах и заглядывая в дворики-нани, где уютно сушатся на солнце традиционные глиняные горшочки. Все это вызывает удивительную палитру чувств и эмоций: от любопытства до удивления и радости сопричастности к этой большой бхактапурской семье.

Пожалуй, самое главное в The Nanee (и это было отмечено Unesco), что отель интегрирован в окружающую неварскую реальность, нисколько не потревожив его: местные жители могут проходить через отель, а гости отеля – через их дворик. Никаких заборов или ограждений – отель как продолжение общинной неварской культуры.

Ну а сам номер (я жила в лофте) поражает обилием деталей и ярких акцентов, которые создают уютный комфорт, чувство дома и, в то же время, какой-то детский восторг. Начиная моментом, когда в руку ложится тяжелый латунный ключ, открывающий навесной замок моего номера. Дверцы с ручками в виде фигурок Нага Канья (богини с крыльями и русалочьим хвостом) распахиваются и открывается гардеробная и лестница на второй этаж, а там – еще один оазис в оазисе, наполненный душевными деталями: несколько сортов вкусного чая, домашний мармелад и тростниковый сахар к нему, традиционная непальская настольная игра Bagh chal («двигающийся тигр») ручной работы. Можно принять ванну с солью, заботливо оставленной в ванной в шелковом мешочке. Много разнообразных светильников, наполняющих пространство мягким теплым светом. Вид из номера на дворик, где своими делами занимаются местные жители, и за ними можно незаметно наблюдать. После долгой прогулки по городу наслаждаться уютом своего номера, комфортно устроившись на кровати среди подушек самых разных размеров с чашечкой чая и смаковать впечатления дня – бесценное завершение дня.

В здании отеля также есть ресторан со специально разработанным меню, удивляющим традиционными неварскими блюдами с местными приправами. Здесь также можно отведать и момы (непальские пельмени с разными начинками), и буйволиные сыр и керд (йогурт), ласси и масала-чай. А с улицы можно заглянуть в небольший домашний бар уличной еды Bara, в котором гости могут увидеть оригинальную атмосферу на традиционной неварской кухне.

А еще здесь можно наслаждаться вином и сыром на крыше на закате или кулинарным шоу от шеф-повара ресторана. Здесь также есть и читальный зал, расположенный на крыше с отличной коллекцией книг, и амфитеатр, в котором можно проводить лекции и встречи и смотреть Stories of Nepal — фотоблог, который документирует жизнь непальского народа.

Кстати, если в Бхактапуре захочется остаться подольше, то можно переехать в соседнее здание, тоже бутик-отель Thagu Chhen, открытый в 2023-м году, где помимо номеров сдаются и комфортные аппартаменты с кухней и видом на крыши Бхактапура.

Ну и поскольку я оказываюсь в Бхактапуре аккурат в Маха Шиваратри — Великую Ночь Шивы, я решаю исследовать различия между непальским и индийским праздником, т.к.
много раз я оказывалась в этот день в Индии. Различий оказалось немало.

В Индии костры жгут перед праздником Холи, а в Непале первыми зажженными кострами на площади перед храмом начинается Шиваратри. Их начинают жечь вечером, и они горят почти до утра. Люди собираются вокруг них и просят, чтобы Господь Шива забрал все ненужное. Костры горят на улицах, и во дворах. Люди собираются вокруг них, поворачиваются спинами к огню, чтобы ушла вся боль из спины и сжигают в костре ненужные вещи. Также угощают всех едой и пьют местный алкоголь. Когда люди идут спать, угли почти до утра тлеют на улицах города.

В Непале в храмах могут служить не только брамины, но и devotee (преданные). Поэтому в храмах много женщин. В Индии брамины только мужчины.

Набор для пуджи (ведического ритуала подношения божеству) в этих двух странах тоже несколько отличается. В Индии это фрукты, кокос, палочки и благовония. В Непале — тарелка с рисом, цветами, масляной лампой, кусочками сушеного кокоса и какими-то листочками (но не туласи, главным растением Шиваратри).

На Шиваратри женщины тут в основном носят красную одежду. Традиционные непальские цвета: черный, молочный и красный. Эти три цвета часто совмещают в одежде и интерьере. В Индии нет определенного цвета.

Дети в Шиваратри перекрывают дороги, натягивая веревку и выпрашивая денежку за то, чтобы пропустить автомобили и пешеходов.

Также в этот день многие надевают карнавальные костюмы. На улицах происходят праздничные шествия музыкантов и преданных во славу Шивы. В Индии это тоже встречается.

Утром каждого дня непальские женщины делают цветочную мандалу и подношения напротив двери своего дома — для защиты и оберега. В Индии мандала выкладывается цветной пудрой.

Я принимаю все благословения Шиваратри, прогуливаясь до поздней ночи и с интересом наблюдая, как Шива правит в эту ночь очаровательным Бхактапуром, по которому, кстати, в этот день я прогулялась трижды: днем, вечером и утром следующего дня. И он каждый раз был удивительно разным и каждый раз несомненно чарующим.

Спасибо моему индийскому партнеру Punit Paliwal за то, что помог организовать мое волшебное путешествии по Непалу. Благодаря ему Непал Манадала
(так, кстати, исторически называлась долина Катманду и прилегающие к ней территории) расцвела в моем сердце.

Читайте также:

Рубрики: Азия и Австралия, Без рубрики
Метки: , , , ,

Написать ответ

*

*